материалы для скачивания: 

kremlin.doc

moscow_kremlin.doc

спасибо авторам!!!

 Государственный

историко-культурный

музей-заповедник

"Московский

Кремль" 

 Московский Кремль

Московский Кремль - символ российской государственности, один из крупнейших архитектурных ансамблей мира, богатейшая сокровищница исторических реликвий, памятников культуры и искусства. Он расположен в центре столицы на высоком холме над Москвой-рекой.

Ансамбль Московского Кремля складывался на протяжении многих столетий. И сегодня он включает памятники архитектуры XIV-XX столетий. Прежде всего это сама крепость, мощные стены и башни которой определяют панораму древней части Москвы, а на территории Кремля - златоверхие храмы, древние терема и палаты, величественные дворцы и парадные административные здания. Они составляют ансамбли Соборной, Ивановской, Сенатской, Дворцовой и Троицкой площадей, Спасской, Боровицкой и Дворцовой улиц Кремля.

В 1990-х годах архитектурный ансамбль Московского Кремля, его сокровища, Красная площадь и Александровский сад были включены в Список особо ценных объектов России, а затем в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Располагавшиеся на территории Кремля музеи были преобразованы в Государственный историко-культурный музей-заповедник “Московский Кремль”.

Уникальный музейный комплекс Московского Кремля включает Оружейную палату, Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, церковь Ризположения, Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов, ансамбль колокольни Ивана Великого, коллекции артиллерийских орудий и колоколов.

Площади Кремля.

Московский Кремль - один из крупнейших архитектурно-градостроительных ансамблей мира. Он раскинулся в центре столицы России на высоком холме над Москвой-рекой. Высота стен Кремля, узкие бойницы, площадки боя, мерный шаг башен – все говорит о том, что прежде всего это крепость. Но стоит войти в Кремль – и впечатление меняется. На территории площадью 28 гектар раскинулись просторные площади и красивые скверы, величественные дворцы и обилие храмов. Целый город внутри города, который создавался на протяжение многих столетий и сегодня хранит памятники русской архитектуры XIV-XX веков. Они составляют ансамбли Соборной, Ивановской, Сенатской, Дворцовой и Троицкой площадей, а также Спасской, Боровицкой и Дворцовой улиц. Все древние и новые площади Кремля составляют единое градостроительное целое, но у каждой есть своя конкретная история и свой неповторимый архитектурный облик
В центре Кремля располагается главная и самая древняя площадь Кремля – Соборная. Она сохранила уникальный архитектурно-градостроительный ансамбль средневековья. Основа планировочной структуры площади была заложена в первой половине XIV века, когда по указу великих князей московских Ивана Калиты, а затем Дмитрия Донского на верхнем плато Боровицкого холма были построены первые белокаменные храмы. Они не сохранились, но определили пространственную композицию будущей площади, поскольку в конце XV- начале XVI века, когда Москва стала столицей единого государства, и великий князь московский Иван III строил достойную «государя всея Руси» резиденцию в Кремле, новые храмы были поставлены на местах своих предшественников.
Сегодня в ансамбль Соборной площади входят: Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, Грановитая палата, Золотая Царицына палата и церкви Теремного дворца, церковь Ризположения, Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов, ансамбль колокольни «Иван Великий"
Вторая по возрасту и значению площадь Кремля – Ивановская. Она сформировалась в XVI веке к востоку от Соборной площади. Обе площади стали частями единого композиционного целого, статическим ядром Кремля-города. Они были ориентированы на вертикаль столпа колокольни «Иван Великий», которая подчеркивала значение этого центра для всей остальной застройки Кремля и всей Москвы. Но, в отличие от Соборной, Ивановская площадь почти полностью утратила свой средневековый облик. Южной стороной площадь распахнута к Большому Кремлевскому скверу и Москве-реке. Ее восточную границу формирует фасад здания Военной школы имени ВЦИК 1934 года, а северная сторона плавно перетекает в пространство Троицкой и Сенатской площадей Кремля.
В XVIII и в XIX веках в Кремле на смену многим средневековым архитектурным комплексам пришли крупномасштабные дворцы и административные здания. Они и сформировали ансамбли новых площадей, созданных по принципу регулярности и симметрии.
Начало создания первой регулярной площади в Кремле связано со строительством в 1702-1736 годах вдоль кремлевской стены, между Троицкой и Никольской башнями Кремля, крупномасштабного здания Арсенала. В 1776 – 1787 годах напротив южного фасада Арсенала архитектор М.Ф.Казаков возвел здание Сената. С целью создания единого ансамбля Сенат по масштабу и композиционно был увязан с Арсеналом. Главная въездная арка Сената была расположена напротив въездной арки Арсенала, при этом последняя была украшена элементами классического декора. Таким образом, Арсенал, Сенат и Никольская башня, надстроенная в начале XIX века, составили в Кремле цельный архитектурный ансамбль эпохи классицизма и ампира.
К началу XIX века относится создание в Кремле еще одной небольшой Троицкой площади. В 1806-1809 годах под углом к Троицким проездным воротам по проекту архитектора И.Еготова было построено величественное здание музея – Оружейной палаты. Здание было вытянуто с севера на юг почти до Сената. Тем самым Еготов решил как бы две задачи - завершил создание ансамбля Сенатской площади и, кроме того, создал между Троицкой башней, западным фасадом Арсенала и северным крылом здания музея еще одну небольшую площадь у Троицких ворот.
В 1959 году бывшая Оружейная палата, наряду с несколькими другими зданиями, построенными в ХVIII-ХIХ веках в этой части Кремля, была снесена для строительства Кремлевского Дворца съездов по проекту, созданному под руководством архитектора М.В. Посохина (сегодня это Государственный Кремлевский дворец). И сегодня на Троицкой площади напротив Арсенала располагается главный вход в этот дворец.
В XIX веке был создан ансамбль последней, пятой по счету площади Кремля, получившей название Дворцовой или Императорской. Это произошло после того, как в 1838-1850 годах на месте разобранного древнего великокняжеского дворца Ивана III и возведенного на его основании в ХVIII веке дворца императрицы Елизаветы Петровны, архитектор К.А.Тон возвел корпуса нового императорского дворца. Дворцовый комплекс, получивший в дальнейшем название “Большой Кремлевский дворец”, помимо новых зданий, включил часть сохранившихся сооружений конца ХV-ХVII веков. После постройки в 1851 году нового здания музея Оружейной палаты и примыкающего к ней с севера здания Апартаментов, соединенного воздушным переходом с дворцовым комплексом, образовался единый ансамбль Большого Кремлевского дворца. Изначально пространство Дворцовой площади было открыто к Москве-реке и свободно перетекало в Боровицкую улицу, идущую вдоль бровки холма. Ажурная чугунная решетка с рисунком в псевдоготическом стиле XIX столетия отделила площадь от проезжей части.
Конечно, крупномасштабное строительство XVIII-XX веков значительно изменило облик древней резиденции на Боровицком холме. Но что интересно отметить - велось это строительство, в основном, с учетом исторически сложившейся планировки Кремля. Трассы его древних улиц и переулков хоть и растворялись во вновь созданных площадях, но при этом определяли их размер и конфигурацию. Значительную роль в ансамблях новых площадей играли древние проездные башни. Они служили композиционной осью, отправной точкой построения всего ансамбля. Поэтому сегодня «город Кремль» представляет собой уникальный архитектурно-художественный ансамбль, созданный на основе синтеза древнерусской традиции и градостроительного искусства Нового времени.

Башни Кремля.

Существующие стены и башни Кремля были возведены в 1485-1516 годах. Они пришли на смену белокаменным укреплениям времени Дмитрия Донского и воплотили в себе предшествующий опыт как русских, так и итальянских фортификаторов. Возглавили строительство кремлевских стен и башен Антон Фрязин, Марко Фрязин, Пьетро Антонио Солари и Алевиз Фрязин Старый.
Первой в 1485 году заложили Тайницкую башню, а к 1490 году полностью возвели южную часть крепости. В том же году новые стены стали строить с напольной стороны Кремля, а затем - башни и прясла вдоль реки Неглинной. В 1516 году вдоль стены, что выходит на Красную площадь, был вырыт ров. По краям рва и вдоль Москвы-реки возвели дополнительные стенки с зубцами. Тогда же построили Троицкий мост через Неглинную с предмостным укреплением (башня Кутафья).
Новые стены и башни Кремля охватили территорию, составляющую 27,5га, их протяженность достигла 2235м. Высота стен колеблется от 8 до 19м, толщина - от 3,5 до 6,5м. Наиболее высокие стены возведены со стороны Красной площади, где не было естественной водной преграды. Всего в крепости - 20 башен, из них одна предмостная - Кутафья, и одна, расположенная прямо на стене, - Царская. В XVII веке башни Кремля были надстроены красивыми шатрами.
Сегодня Московский Кремль является уникальным памятником фортификации конца XV - начала XVI столетий. Каждая башня Кремля имеет свой неповторимый облик, свою историю строительства и жизни.
  Расположены башни в хронологической последовательности их возведения.

Московский Кремль - символ российской государственности, один из крупнейших архитектурных ансамблей мира, богатейшая сокровищница исторических реликвий, памятников культуры и искусства.

С  восточной стороны колокольни Ивана Великого на каменном постаменте установлен Царь-колокол, являющийся выдающимся памятником русского литейного искусства ХVIIIв. Он был отлит по указу императрицы Анны Иоанновны в 1733-1735 гг. потомственными московскими литейщиками, колокольных дел мастерами И.Ф.Моториным и его сыном Михаилом. До настоящего времени это самый большой колокол в мире. Его вес почти 202 тонны, высота 6,14 метров, диаметр 6,6 метров.
Известный мастер И.Ф Маторин, отливший в 1702 г. по заказу Петра I 115 артиллерийских стволов, а также несколько кремлевских колоколов, том числе и Набатный, был привлечен к изготовлению Царь-колокола после неудачной попытки поручить эту работу французскому королевскому механику Жерменю.
История создания колокола сопряжена с многочисленными трудностями, неудачами и катастрофами. Формовка и отливка его производилась в специальной яме, вырытой на Ивановской площади к востоку от звонницы. Для изготовления рельефного орнаментального украшения колокола были вызваны петербургские резчики по дереву В.Кобелев, П.Галкин, П.Кохтев, П.Серебряков и мастер формовального дела П.Луковников. Недавно стало известно и имя скульптора – это Ф.Медведев, получивший образование в Италии. Подготовительные работы заняли почти два года. Лишь в конце 1734 г. в специально устроенных печах началась плавка металла, но через некоторое время была обнаружена его утечка из печей и плавку пришлось остановить. Возникший при этом пожар уничтожил подъемные деревянные конструкции, возведенные над колоколом. После ликвидации аварии работы были возобновлены, но в августе 1735 г. последовала смерть мастера И.Ф.Маторина и окончание их было возложено на его сына.
В ноябре 1735 г. литье Царь-колокола благополучно завершилось, но по непонятной причине он длительное время оставался в яме, где его и застал страшный пожар, известный под названием Троицкого, возникший в Кремле в мае 1737 г. При тушении огня вода попала на раскаленный металл колокола, неравномерное охлаждение вызвало его растрескивание, при этом от колокола откололся кусок весом 11,5 тонн. 
Неоднократные попытки извлечения колокола из ямы оканчивались неудачей. Наконец, в 1836 г. эта работа была поручена петербургскому архитектору французу О.Монферрану, который разработал проект подъемного устройства и специального каменного постамента для установки на него Царь-колокола. После первого неудачного подъема, во время которого оборвалось несколько канатов, механизм был усовершенствован, колокол извлечен из ямы и как образец литейного искусства установлен на восьмигранном постаменте из песчаника, где и стоит поныне.
Помимо уникальных размеров, колокол замечателен красотой своей формы и тонко прорисованных скульптурных украшений: барельефных портретов царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоановны, а также поясков и картушей с барочным растительным орнаментом с изображениями святых, ангелов и надписями об истории создания колокола.

Здания на территории  Кремля.

На территории Московского Кремля располагаются памятники архитектуры XIV-XX веков. Они составляют ансамбли Соборной, Ивановской, Сенатской, Дворцовой и Троицкой площадей, а также Спасской, Боровицкой и Дворцовой улиц.
В центре Кремля располагается главная Соборная площадь, сохранившая уникальный архитектурно-градостроительный ансамбль средневековья: Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, Грановитую палату, Золотую Царицыну палату и церкви Теремного дворца, церковь Ризположения, Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов, ансамбль колокольни Ивана Великого.
Троицкую и Сенатскую площади Кремля украшают величественные здания Арсенала - единственного в Кремле памятника архитектуры времени Петра I, и Сената, возведенного в XVIII веке знаменитым зодчим М.Ф.Казаковым.
Ансамбль Дворцовой площади и Боровицкой улицы Кремля формируют здания Большого Кремлевского дворца и всемирно известного музея Оружейной палаты, построенные в XIX веке по проекту К.А.Тона. 
У Спасской и Троицкой башен Кремля расположились здания, возведенные в Кремле в XX столетии. 
Каждое здание Кремля является уникальным памятником архитектуры своей эпохи. 
 Они расположены в хронологической последовательности их возведения.