25 января 1938 года

25 июля 1980 года

Памяти Владимира Высоцкого

Стоит одиноко гитара,
Без рук твоих мерзнет она.
Не исправишь теперь,
не поможешь,
Умер чистого слога слуга.
Сирота теперь твоя гитара -
Не тревожишь нежно ты струну.
Кто б допел, доиграл и дожил бы
Недопетую песню твою?
Выходил ты на сцену просто,
Ведал зрителю песню-судьбу,
А теперь тебя нет.
Кто согреет,
Кто согреет гитару твою?
Струна скучает без тебя и плачет,
Все ждет - обнимешь ли ее?
Наверное, не может быть иначе -
Другой судьбы не будет у нее.
Теперь она не извлечет ни звука,
Лишь молча будет зябнуть у дверей.
И ждать тебя, когда в дверях, без стука,
Появишься:
"Подруга, здравствуй!" - скажешь ей.
Осиротела без тебя Таганка,
Последний твой спектакль - без тебя,
Останется навеки недопетой
Таганская песня твоя.
Ты шел по жизни, словно по канату,-
Наклоны вправо, влево - упадешь!
Четыре четверти пути пройти бы надо,
Увы! Судьба такая - не дойдешь!
Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее...
Ты недолго стоял на краю...
Все прошло... Тебя нет...
Кто продолжит
Недопетую жизнь твою?..

собственное сочинение

 Сайты со стихами Высоцкого:

http://vysotskiy.lit-info.ru

http://wsvoboda.narod.ru 

http://vysockiy.ouc.ru 

Вся русская поэзия:

http://rupoem.ru 

 

 

<Красивых любят чаще и прилежней,
Весёлых любят меньше, но быстрей,>
И молчаливых любят, только реже,
Зато уж если любят, то сильней.

Не кричи нежных слов, не кричи,
До поры подержи их в неволе.
Пусть кричат пароходы в ночи,
Ну а ты — промолчи, помолчи,
Поспешишь — и ищи ветра в поле.

Она читает грустные романы.
Ну, пусть сравнит, и ты доверься ей.
Ведь появились чёрные тюльпаны,
Чтобы казались белые белей.

Не кричи нежных слов, не кричи,
До поры подержи их в неволе.
Пусть поэты кричат и грачи,
Ну а ты — помолчи, промолчи,
Поспешишь — и ищи ветра в поле.

Слова бегут, им тесно — ну и что же!
Ты никогда не бойся опоздать.
Их много — слов, но всё же, если можешь,
Скажи, когда не можешь не сказать.

Но не кричи этих слов, не кричи,
До поры подержи их в неволе.
Пусть кричат пароходы в ночи.
Замолчи, промолчи, помолчи,
Поспешишь — и ищи ветра в поле.

1968

ПАМЯТИ ПОЭТА. Публикация в газете "Простор" от 8 февраля 2008 г

25 января 2008 года знаменитому поэту и композитору, артисту театра и кино Владимиру Семеновичу Высоцкому исполнилось бы 70 лет. На протяжении 8 лет я занимаюсь изучением его творчества, поэтому, поступив в университет, раздумий и сомнений в выборе дипломного осчинения не было - "Литературный образ" в сценических интерпретациях Владимира Высоцкого". Было написано множество прелюдий к сочинению, выступлений на семинарах, спецкурсах. Хотелось бы добавить несколько штрихов к портрету этого человека.
Магнитная пленка хранит его голос, кинопленка - -роли в кино, бумага - стихи и прозу. Талант его многомерен, это уникальнейшая, ни на кого не похожая личность. Как композитора и поэта его знали все, как актера театра лишь те, кому посчастливилось попасть на Таганку. Его стихи оригинальны, лон виртуозно владеет лексикой. Герои его песен понятны и близки нам - они смеются нашим смехом и плачут нашими слезами, тоже испытывают проблемы, тоже переживают.Он - замечательный народный поэт и потрясающий артист. Галилей, Лопахин, Свидригайлов, Хлопуша, Гамлет, Дон Гуан, Ибрагим Ганнибал, Глеб Жеглов - вот шлейф его театральных и киноролей.
Очень долго его концертная и литературная деятельность оставались за пределами СМИ. Но всенародная любовь к Высоцкому не прошла, она укрепилась. Он стал своим для миллионов людей благодаря своему необыкновенному и щедрому таланту. Его значение для искусства велико и не определяется модой. Талант его общепризнан, он стал нашей классикой.
Высоцкий страдал от того, что его не признавали официально - не разрешили печатать сборник стихотворений, не принимали в Союз писателей,не было практически ни одного официального концерта, он был популярен, но как-то подпольно.При жизни он не увидел даже маленькой скромной афиши, оповещающей о его концерте. Страшно признать то, что вспоминать о нем стали только после смерти. Только после смерти выходят его аудиозаписи, диски, "Роман о девочках", фильмы. Он так и не узнал, что удостоен Государственной премии СССР за исполнение роли Глеба Жеглова. Премия присуждена лишь в 1987 году (посмертно). Если бы при жизни ему удалось увидеть хоть десятую часть всего этого, он не ушел бы так рано, в далеком восьмидесятом в возрасте всего лишь 42 лет.
Наследие его невелико: около 1200 текстов песен, 8 ролей в радиоспектаклях, более 40 ролей в театре и в кино. Многие тоже посвящали ему после его смерти свои стихи, отдавая дань его памяти. Напишу и я.

Юлия Плаксина, учитель Садовой СШ

Метки: Владимир Высоцкий, мои стихи, мои публикации в газете

Владимир Семёнович Высоцкий (25 января 1938, Москва, СССР - 25 июля 1980, Москва, СССР) - выдающийся русский советский поэт, певец и актёр, автор нескольких прозаических произведений, заслуженный артист РСФСР (1986, посмертно) и лауреат Государственной премии СССР (1987, посмертно).

День второй. Таганка, зачем сгубила ты меня…
Один день из всего своего путешествия по Москве посвящаю любимому поэту и барду. Отправляюсь на Ваганьковское кладбище (станция метро "Улица 1905 года"), сколько покоится здесь безвременно ушедших талантливых людей, оставивших свой след в науке, культуре, истории, спорте – Л. Пахомова, И. Артамонова, Л.Яшин, В. Суриков, А. Саврасов, М. Лиепа, Ю. Гуляев, А. Миронов, В.Листьев, Ю. Соломин, Ю. Богатырев, Г. Юматов, Г. Бурков, А. Абдулов, И. Тальков, Л. Енгибаров, Г. Вицын, С. Есенин, Р.Казакова, Б. Окуджава…
Иду с цветами к могиле Высоцкого - памятник из бронзы, в полный рост, поэт словно стремится выбраться из стягивающих его пут, над головой гитара, а позади две лошадиные головы - столько лет прошло, но до сих пор это место паломничества многих людей, здесь всегда цветы, всегда кто-то есть, люди идут и идут к нему, знакомятся, что-то рассказывают о себе, о нем.Поклонники Высоцкого с кладбища обязательно заходят в близстоящий киоск, из которого постоянно звучит знакомый голос, здесь можно приобрести все, что касается его творчества. Далее отправляюсь в Большой Каретный переулок (ст.метро "Цветной бульвар"), где прошла его юность, на фасаде дома следующие слова: "Но кажется мне, не уйдем мы с гитарой на заслуженный и нежеланный покой". Если Большой Каретный пройти до конца, то окажемся мы на Страстном бульваре, где поставлен памятник Высоцкому.Теперь я отправляюсь на восток от Кремля, на левый берег Яузы, в так называемое Заяузье, ныне известное как Таганка (ст.метро "Таганская")Долго брожу по неприметным таганским дворикам-тупикам. Именно здесь расположился Государственный культурный центр-музей "Дом Высоцкого на Таганке". В залах музея хранятся документы, рукописи, сценарии с пометками Высоцкого на полях, черновые наброски стихов, афиши, рисунки, фотографии, подлинная гитара и пиджак, материалы, переданные Мариной Влади, посмертная маска. Самый ценный экспонат музея, бережно хранившийся у матери, а теперь у сыновей – один из пары уцелевший во время войны башмачок годовалого Володи. Оформлены залы как сцена театра, "закулисье", где что-то еще не доделали, не поставили, не принесли. При входе в галерею "Сэм Брук" меня остановила приветливая смотрительница И............., и, улыбаясь, попросила подождать за дверями. Оказывается, для каждого посетителя она включает приятную на слух средневековую музыку, вежливо приглашает пройти в зал. В галерее можно увидеть абсолютно все, что касается спектакля "Гамлет". Есть здесь и временные экспозиции. Во время моего посещения в музее работала фотовыставка Е.Гаврилова, рассказывающая об истории создания "Гамлета", 37 лет автор берег эти негативы и только в этом году подарил зрителям возможность прикоснуться к истории рождения одного из лучших спектаклей Таганки. Здесь моя новая знакомая устроила мне небольшой экзамен, попросив перечислить все знакомые лица с фотографий. "Любимов, Золотухин, Демидова, Шацкая, Славина, а вот молодой и без усов Филатов, Хмельницкий, Смехов, Губенко, Фарада" - смело ответила я. "Ты перечислила только актеров Таганки! А кого узнаешь из МХАТовцев?". "Табаков, Ефремов, Покровская". Из галереи "Сэм Брук" И.......... отправила меня на чердак, где я в прохладе, тишине, уюте и полном одиночестве посидела, отдохнула, послушала музыку, почитала рецензии и протоколы спектаклей, посмотрела фотографии. Работают в музее также читальные залы, где могут "отвести душу" начинающие высоцковеды. Вечером того же дня я отправилась на Земляной Вал, где находится один из самых знаменитых московских театров – Театр на Таганке. В этот день шел спектакль "Владимир Высоцкий". О нем я писала в последней главе своей дипломной работы, и была знакома с ним заочно - только по одному-единственному, с великим трудом найденному, книжному источнику. В зале свободных мест нет. Я посмотрела спектакль, история запрета которого завершилась выдворением из страны Юрия Любимова, лишением гражданства, возможности жить и работать на родине. Спектакль памяти Высоцкого, сыгранный в его юбилейный год - поистине братский спектакль, люди, создавшие его, выполнили свой долг перед коллегой, перед искусством, перед народом. Это огромная, высокоталантливая работа. Декорация на сцене - подвижная установка из стульев партера, которая поднималась, опускалась, вертелась вдоль и поперек, по горизонтали, вертикали, диагонали, раскачивалась, как маятник. "Он начал робко с ноты "до", но не допел ее не до…" – так начинался спектакль. Истинные поэты все о себе наперед знают и бесстрашно описывают в своих стихах, что и когда случится. Спектакль многое рассказал о нем – о военном детстве: "…и плевал я, здоровый трехлетка, на воздушную эту тревогу…", о юности, дружбе и любви. Не было никаких фотографий, сюжетов, хроник, но живое присутствие Высоцкого ощущалось до конца спектакля, как будто он здесь, среди нас - была его поэзия, его товарищи, "говорила" его гитара, в некоторых моментах ощущение присутствия было очень велико, когда артисты прямо обращались к нему – "Где твои семнадцать лет?" - "На Большом Каретном…" - отвечал Голос. Сам пел "Баньку по - белому". "Мы с Володей снимались в "Хозяине тайги" и там он написал эту песню" - рассказывал, сидя на сцене, Золотухин, а потом прервал свой рассказ и изо всех сил стал подпевать, и голос его почти срывался. Артист разговаривал с ним, просил совета, помощи, на что получил ответ: "Скажи еще спасибо, что живой!" Жуткая на слух, истошная, кричащая и хрипящая фонетика "Охоты на волков" - вот что не расскажешь и не опишешь, не передашь этот миг, когда человек становится зверем, в нем просыпается инстинкт охоты, а фраза "На снегу кувыркаются волки, Превратившись в живую мишень" звучит очень зримо – ад и неизбежный конец. Песня звучала в полной темноте, и лишь на белой стене мелькали красные огоньки. Словно откуда-то с неба зазвучал голос Булата Окуджавы: "Вот еще одному не вернуться домой из похода… Не надолго разлука, всего лишь на миг, а потом Отправляться и нам по следам по его…" - пел уже ушедший от нас учитель своему еще ранее ушедшему ученику.
"Душу стертую растратами да тратами, Всю истертую перекатами, Если до крови лоскут истончал, Залатаю золотыми я заплатами, Чтобы чаще Господь замечал…" - здесь стулья партера точно сами пришли в движение - взмыли вверх, встали боком и сиденья со страшным грохотом стали открываться, словно показывали ему место, чтобы пришел и сел, спел, рассказал нам что-нибудь, но так и остались пустыми сиденья - умер тот, кого зовут они, но все равно мечутся и вращаются в темноте, как одинокая собака, ищущая своего исчезнувшего хозяина, но всюду натыкающаяся на пустоту. "Кто сказал, что Земля умерла?.." - Высоцкий из поколения, которое зубами держалось за жизнь – песни о войне далеко не эпизод в его творчестве, и эта полоса творчества была представлена артистами. В песнях часто он обращается "ребята", "братцы", значит, нет места женщине? Неправда. Он знал, что такое грязь и ненавидел ее, поэтому чистое чувство воспевал: "Ни единою буквой не лгу, он был чистого слога слуга, и писал ей стихи на снегу…" - много надо потерять, чтобы потом стараться найти, ощутить, что все в любой момент может исчезнуть, если не беречь, не хранить: "…к сожалению, тают снега…" - тают слова искренние, неопороченные, тают порывы, исчезает все доброе.
Есть в его поэзии место и юмору – юношескому, бесшабашному, всякому. И в спектакле это проявилось. Актеры сыграли эти песни осторожно, не выводя себя на первый план, не демонстрируя свой комический талант, вместо них появились куклы – смешные, куклы-шаржи на Любимова и других, они подтанцовывали "Моей цыганской". Интересна была словесно-песенная дуэль Высоцкого и Пушкина – быть или не быть Лукоморью?, а также по ролям сыгранная "Наводчица".
Это был спектакль с ним, но без него, какое-то метафизическое священнодействие с его присутствием и участием. Была на сцене Гертруда, были могильщики, Клавдий, Офелия и Лаэрт, были все - не было только Гамлета, но все же он был! Был его голос, звучал его монолог, его всемирно известная реплика "Быть или не быть? Вот в чем вопрос!", исполненная так неистово и в таком бешенстве, словно он уверял всех – "Конечно быть! Быть лучше! И не может быть здесь никакого выбора!". Слышался скрип движущегося занавеса, Гамлет разговаривал с ними, отвечал на все вопросы, и вдруг внезапно замолчал… "Ты что задумал?!" - в ужасе воскликнула Гертруда, но он не ответил… Он замолчал навсегда… Эмоциональный ожог получили все, когда после долгой паузы Горацио крикнул: "Ты здесь? Выходи!" и зазвучали в ответ "Кони привередливые", зазвучали в трагической пустоте, зазвучали так громко, что, казалось, от этого сотрясаются стены, еще секунда и вот-вот рухнет потолок, взорвутся динамики – крики, хрипы, голосовые судороги - на таком нервном накале не то что петь – дышать нельзя, а он пел, пел с отчаянием и трагизмом страшные слова "обрыв", "край", "пропасть", "мало воздуха", "гибельный восторг", "пропадаю", "дожить не успел", "сгину я", "ураган сметет", "мгновенье еще постою", "продлите путь к последнему приюту", "умоляю", "злыми голосами", "зашелся от рыданий", а стулья партера задергались так, что вот-вот оборвутся и упадут - это было последнее слово Высоцкого, последний ответ на все вопросы, последнее объяснение со зрителями, его последняя роль. Хотел и стремился в чистоту, в правду, тянулся к искренности, но не смог удержаться… и кони привередливые понесли его "в гости к Богу", куда "не бывает опозданий"… Звук динамика достиг предельной мощности, и пустой партер, ставший похожим на надгробие, сделал финальный переворот и вместе с последним словом поэта улетел в темноту… Словно таран, пробивал он сердца зрителей, словно часы, повернул он время вспять, дав возможность еще раз прикоснуться к творчеству Высоцкого – поэта, барда, артиста; словно колокол, гремел он на всю страну в память о безвременно ушедшем от нас человеке.
Затем свет зажегся опять, актеры сидели молча, прямо на полу, а между ними у стены стояла гитара…
Не хотелось расходиться публике, она дарила актерам цветы, Валерий Золотухин положил свой букет у гитары друга, и еще очень долго зрители вместе с актерами аплодировали прославленному Гамлету Таганки.
Спектакль включен в список ролей Высоцкого.
По окончании спектакля состоялась встреча с Золотухиным, у меня была возможность лично поблагодарить его за игру, за память о друге, приобрести его новую книгу и получить дарственную надпись-пожелание с автографом, взять на память афишу спектакля и аудиозапись последнего "Гамлета", сыгранного 17 июля 1980 года.

ДОБРА!!!

ВЛАДИМИР СЕМЕНОВИЧ ВЫСОЦКИЙ

1938 - 1980 

Вся русская поэзия:

http://rupoem.ru 

Конструктор сайтов - uCoz