Памяти Владимира Высоцкого
Стоит одиноко гитара, Без рук твоих мерзнет она. Не исправишь теперь, не поможешь, Умер чистого слога слуга. Сирота теперь твоя гитара - Не тревожишь нежно ты струну. Кто б допел, доиграл и дожил бы Недопетую песню твою? Выходил ты на сцену просто, Ведал зрителю песню-судьбу, А теперь тебя нет. Кто согреет, Кто согреет гитару твою? Струна скучает без тебя и плачет, Все ждет - обнимешь ли ее? Наверное, не может быть иначе - Другой судьбы не будет у нее. Теперь она не извлечет ни звука, Лишь молча будет зябнуть у дверей. И ждать тебя, когда в дверях, без стука, Появишься: "Подруга, здравствуй!" - скажешь ей. Осиротела без тебя Таганка, Последний твой спектакль - без тебя, Останется навеки недопетой Таганская песня твоя. Ты шел по жизни, словно по канату,- Наклоны вправо, влево - упадешь! Четыре четверти пути пройти бы надо, Увы! Судьба такая - не дойдешь! Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее... Ты недолго стоял на краю... Все прошло... Тебя нет... Кто продолжит Недопетую жизнь твою?.. собственное сочинение
<Красивых любят чаще и прилежней, Весёлых любят меньше, но быстрей,> И молчаливых любят, только реже, Зато уж если любят, то сильней.
Не кричи нежных слов, не кричи, До поры подержи их в неволе. Пусть кричат пароходы в ночи, Ну а ты — промолчи, помолчи, Поспешишь — и ищи ветра в поле.
Она читает грустные романы. Ну, пусть сравнит, и ты доверься ей. Ведь появились чёрные тюльпаны, Чтобы казались белые белей.
Не кричи нежных слов, не кричи, До поры подержи их в неволе. Пусть поэты кричат и грачи, Ну а ты — помолчи, промолчи, Поспешишь — и ищи ветра в поле.
Слова бегут, им тесно — ну и что же! Ты никогда не бойся опоздать. Их много — слов, но всё же, если можешь, Скажи, когда не можешь не сказать.
Но не кричи этих слов, не кричи, До поры подержи их в неволе. Пусть кричат пароходы в ночи. Замолчи, промолчи, помолчи, Поспешишь — и ищи ветра в поле.
1968
|
ПАМЯТИ ПОЭТА. Публикация в газете "Простор" от 8 февраля 2008 г
25 января 2008 года знаменитому поэту и композитору, артисту театра и кино Владимиру Семеновичу Высоцкому исполнилось бы 70 лет. На протяжении 8 лет я занимаюсь изучением его творчества, поэтому, поступив в университет, раздумий и сомнений в выборе дипломного осчинения не было - "Литературный образ" в сценических интерпретациях Владимира Высоцкого". Было написано множество прелюдий к сочинению, выступлений на семинарах, спецкурсах. Хотелось бы добавить несколько штрихов к портрету этого человека. Магнитная пленка хранит его голос, кинопленка - -роли в кино, бумага - стихи и прозу. Талант его многомерен, это уникальнейшая, ни на кого не похожая личность. Как композитора и поэта его знали все, как актера театра лишь те, кому посчастливилось попасть на Таганку. Его стихи оригинальны, лон виртуозно владеет лексикой. Герои его песен понятны и близки нам - они смеются нашим смехом и плачут нашими слезами, тоже испытывают проблемы, тоже переживают.Он - замечательный народный поэт и потрясающий артист. Галилей, Лопахин, Свидригайлов, Хлопуша, Гамлет, Дон Гуан, Ибрагим Ганнибал, Глеб Жеглов - вот шлейф его театральных и киноролей. Очень долго его концертная и литературная деятельность оставались за пределами СМИ. Но всенародная любовь к Высоцкому не прошла, она укрепилась. Он стал своим для миллионов людей благодаря своему необыкновенному и щедрому таланту. Его значение для искусства велико и не определяется модой. Талант его общепризнан, он стал нашей классикой. Высоцкий страдал от того, что его не признавали официально - не разрешили печатать сборник стихотворений, не принимали в Союз писателей,не было практически ни одного официального концерта, он был популярен, но как-то подпольно.При жизни он не увидел даже маленькой скромной афиши, оповещающей о его концерте. Страшно признать то, что вспоминать о нем стали только после смерти. Только после смерти выходят его аудиозаписи, диски, "Роман о девочках", фильмы. Он так и не узнал, что удостоен Государственной премии СССР за исполнение роли Глеба Жеглова. Премия присуждена лишь в 1987 году (посмертно). Если бы при жизни ему удалось увидеть хоть десятую часть всего этого, он не ушел бы так рано, в далеком восьмидесятом в возрасте всего лишь 42 лет. Наследие его невелико: около 1200 текстов песен, 8 ролей в радиоспектаклях, более 40 ролей в театре и в кино. Многие тоже посвящали ему после его смерти свои стихи, отдавая дань его памяти. Напишу и я. Юлия Плаксина, учитель Садовой СШ
Метки: Владимир Высоцкий, мои стихи, мои публикации в газете
|
Владимир Семёнович Высоцкий (25 января 1938, Москва, СССР - 25 июля 1980, Москва, СССР) - выдающийся русский советский поэт, певец и актёр, автор нескольких прозаических произведений, заслуженный артист РСФСР (1986, посмертно) и лауреат Государственной премии СССР (1987, посмертно).
День второй. Таганка, зачем сгубила ты меня… Один день из всего своего путешествия по Москве посвящаю любимому поэту и барду. Отправляюсь на Ваганьковское кладбище (станция метро "Улица 1905 года"), сколько покоится здесь безвременно ушедших талантливых людей, оставивших свой след в науке, культуре, истории, спорте – Л. Пахомова, И. Артамонова, Л.Яшин, В. Суриков, А. Саврасов, М. Лиепа, Ю. Гуляев, А. Миронов, В.Листьев, Ю. Соломин, Ю. Богатырев, Г. Юматов, Г. Бурков, А. Абдулов, И. Тальков, Л. Енгибаров, Г. Вицын, С. Есенин, Р.Казакова, Б. Окуджава… Иду с цветами к могиле Высоцкого - памятник из бронзы, в полный рост, поэт словно стремится выбраться из стягивающих его пут, над головой гитара, а позади две лошадиные головы - столько лет прошло, но до сих пор это место паломничества многих людей, здесь всегда цветы, всегда кто-то есть, люди идут и идут к нему, знакомятся, что-то рассказывают о себе, о нем.Поклонники Высоцкого с кладбища обязательно заходят в близстоящий киоск, из которого постоянно звучит знакомый голос, здесь можно приобрести все, что касается его творчества. Далее отправляюсь в Большой Каретный переулок (ст.метро "Цветной бульвар"), где прошла его юность, на фасаде дома следующие слова: "Но кажется мне, не уйдем мы с гитарой на заслуженный и нежеланный покой". Если Большой Каретный пройти до конца, то окажемся мы на Страстном бульваре, где поставлен памятник Высоцкому.Теперь я отправляюсь на восток от Кремля, на левый берег Яузы, в так называемое Заяузье, ныне известное как Таганка (ст.метро "Таганская")Долго брожу по неприметным таганским дворикам-тупикам. Именно здесь расположился Государственный культурный центр-музей "Дом Высоцкого на Таганке". В залах музея хранятся документы, рукописи, сценарии с пометками Высоцкого на полях, черновые наброски стихов, афиши, рисунки, фотографии, подлинная гитара и пиджак, материалы, переданные Мариной Влади, посмертная маска. Самый ценный экспонат музея, бережно хранившийся у матери, а теперь у сыновей – один из пары уцелевший во время войны башмачок годовалого Володи. Оформлены залы как сцена театра, "закулисье", где что-то еще не доделали, не поставили, не принесли. При входе в галерею "Сэм Брук" меня остановила приветливая смотрительница И............., и, улыбаясь, попросила подождать за дверями. Оказывается, для каждого посетителя она включает приятную на слух средневековую музыку, вежливо приглашает пройти в зал. В галерее можно увидеть абсолютно все, что касается спектакля "Гамлет". Есть здесь и временные экспозиции. Во время моего посещения в музее работала фотовыставка Е.Гаврилова, рассказывающая об истории создания "Гамлета", 37 лет автор берег эти негативы и только в этом году подарил зрителям возможность прикоснуться к истории рождения одного из лучших спектаклей Таганки. Здесь моя новая знакомая устроила мне небольшой экзамен, попросив перечислить все знакомые лица с фотографий. "Любимов, Золотухин, Демидова, Шацкая, Славина, а вот молодой и без усов Филатов, Хмельницкий, Смехов, Губенко, Фарада" - смело ответила я. "Ты перечислила только актеров Таганки! А кого узнаешь из МХАТовцев?". "Табаков, Ефремов, Покровская". Из галереи "Сэм Брук" И.......... отправила меня на чердак, где я в прохладе, тишине, уюте и полном одиночестве посидела, отдохнула, послушала музыку, почитала рецензии и протоколы спектаклей, посмотрела фотографии. Работают в музее также читальные залы, где могут "отвести душу" начинающие высоцковеды. Вечером того же дня я отправилась на Земляной Вал, где находится один из самых знаменитых московских театров – Театр на Таганке. В этот день шел спектакль "Владимир Высоцкий". О нем я писала в последней главе своей дипломной работы, и была знакома с ним заочно - только по одному-единственному, с великим трудом найденному, книжному источнику. В зале свободных мест нет. Я посмотрела спектакль, история запрета которого завершилась выдворением из страны Юрия Любимова, лишением гражданства, возможности жить и работать на родине. Спектакль памяти Высоцкого, сыгранный в его юбилейный год - поистине братский спектакль, люди, создавшие его, выполнили свой долг перед коллегой, перед искусством, перед народом. Это огромная, высокоталантливая работа. Декорация на сцене - подвижная установка из стульев партера, которая поднималась, опускалась, вертелась вдоль и поперек, по горизонтали, вертикали, диагонали, раскачивалась, как маятник. "Он начал робко с ноты "до", но не допел ее не до…" – так начинался спектакль. Истинные поэты все о себе наперед знают и бесстрашно описывают в своих стихах, что и когда случится. Спектакль многое рассказал о нем – о военном детстве: "…и плевал я, здоровый трехлетка, на воздушную эту тревогу…", о юности, дружбе и любви. Не было никаких фотографий, сюжетов, хроник, но живое присутствие Высоцкого ощущалось до конца спектакля, как будто он здесь, среди нас - была его поэзия, его товарищи, "говорила" его гитара, в некоторых моментах ощущение присутствия было очень велико, когда артисты прямо обращались к нему – "Где твои семнадцать лет?" - "На Большом Каретном…" - отвечал Голос. Сам пел "Баньку по - белому". "Мы с Володей снимались в "Хозяине тайги" и там он написал эту песню" - рассказывал, сидя на сцене, Золотухин, а потом прервал свой рассказ и изо всех сил стал подпевать, и голос его почти срывался. Артист разговаривал с ним, просил совета, помощи, на что получил ответ: "Скажи еще спасибо, что живой!" Жуткая на слух, истошная, кричащая и хрипящая фонетика "Охоты на волков" - вот что не расскажешь и не опишешь, не передашь этот миг, когда человек становится зверем, в нем просыпается инстинкт охоты, а фраза "На снегу кувыркаются волки, Превратившись в живую мишень" звучит очень зримо – ад и неизбежный конец. Песня звучала в полной темноте, и лишь на белой стене мелькали красные огоньки. Словно откуда-то с неба зазвучал голос Булата Окуджавы: "Вот еще одному не вернуться домой из похода… Не надолго разлука, всего лишь на миг, а потом Отправляться и нам по следам по его…" - пел уже ушедший от нас учитель своему еще ранее ушедшему ученику. "Душу стертую растратами да тратами, Всю истертую перекатами, Если до крови лоскут истончал, Залатаю золотыми я заплатами, Чтобы чаще Господь замечал…" - здесь стулья партера точно сами пришли в движение - взмыли вверх, встали боком и сиденья со страшным грохотом стали открываться, словно показывали ему место, чтобы пришел и сел, спел, рассказал нам что-нибудь, но так и остались пустыми сиденья - умер тот, кого зовут они, но все равно мечутся и вращаются в темноте, как одинокая собака, ищущая своего исчезнувшего хозяина, но всюду натыкающаяся на пустоту. "Кто сказал, что Земля умерла?.." - Высоцкий из поколения, которое зубами держалось за жизнь – песни о войне далеко не эпизод в его творчестве, и эта полоса творчества была представлена артистами. В песнях часто он обращается "ребята", "братцы", значит, нет места женщине? Неправда. Он знал, что такое грязь и ненавидел ее, поэтому чистое чувство воспевал: "Ни единою буквой не лгу, он был чистого слога слуга, и писал ей стихи на снегу…" - много надо потерять, чтобы потом стараться найти, ощутить, что все в любой момент может исчезнуть, если не беречь, не хранить: "…к сожалению, тают снега…" - тают слова искренние, неопороченные, тают порывы, исчезает все доброе. Есть в его поэзии место и юмору – юношескому, бесшабашному, всякому. И в спектакле это проявилось. Актеры сыграли эти песни осторожно, не выводя себя на первый план, не демонстрируя свой комический талант, вместо них появились куклы – смешные, куклы-шаржи на Любимова и других, они подтанцовывали "Моей цыганской". Интересна была словесно-песенная дуэль Высоцкого и Пушкина – быть или не быть Лукоморью?, а также по ролям сыгранная "Наводчица". Это был спектакль с ним, но без него, какое-то метафизическое священнодействие с его присутствием и участием. Была на сцене Гертруда, были могильщики, Клавдий, Офелия и Лаэрт, были все - не было только Гамлета, но все же он был! Был его голос, звучал его монолог, его всемирно известная реплика "Быть или не быть? Вот в чем вопрос!", исполненная так неистово и в таком бешенстве, словно он уверял всех – "Конечно быть! Быть лучше! И не может быть здесь никакого выбора!". Слышался скрип движущегося занавеса, Гамлет разговаривал с ними, отвечал на все вопросы, и вдруг внезапно замолчал… "Ты что задумал?!" - в ужасе воскликнула Гертруда, но он не ответил… Он замолчал навсегда… Эмоциональный ожог получили все, когда после долгой паузы Горацио крикнул: "Ты здесь? Выходи!" и зазвучали в ответ "Кони привередливые", зазвучали в трагической пустоте, зазвучали так громко, что, казалось, от этого сотрясаются стены, еще секунда и вот-вот рухнет потолок, взорвутся динамики – крики, хрипы, голосовые судороги - на таком нервном накале не то что петь – дышать нельзя, а он пел, пел с отчаянием и трагизмом страшные слова "обрыв", "край", "пропасть", "мало воздуха", "гибельный восторг", "пропадаю", "дожить не успел", "сгину я", "ураган сметет", "мгновенье еще постою", "продлите путь к последнему приюту", "умоляю", "злыми голосами", "зашелся от рыданий", а стулья партера задергались так, что вот-вот оборвутся и упадут - это было последнее слово Высоцкого, последний ответ на все вопросы, последнее объяснение со зрителями, его последняя роль. Хотел и стремился в чистоту, в правду, тянулся к искренности, но не смог удержаться… и кони привередливые понесли его "в гости к Богу", куда "не бывает опозданий"… Звук динамика достиг предельной мощности, и пустой партер, ставший похожим на надгробие, сделал финальный переворот и вместе с последним словом поэта улетел в темноту… Словно таран, пробивал он сердца зрителей, словно часы, повернул он время вспять, дав возможность еще раз прикоснуться к творчеству Высоцкого – поэта, барда, артиста; словно колокол, гремел он на всю страну в память о безвременно ушедшем от нас человеке. Затем свет зажегся опять, актеры сидели молча, прямо на полу, а между ними у стены стояла гитара… Не хотелось расходиться публике, она дарила актерам цветы, Валерий Золотухин положил свой букет у гитары друга, и еще очень долго зрители вместе с актерами аплодировали прославленному Гамлету Таганки. Спектакль включен в список ролей Высоцкого. По окончании спектакля состоялась встреча с Золотухиным, у меня была возможность лично поблагодарить его за игру, за память о друге, приобрести его новую книгу и получить дарственную надпись-пожелание с автографом, взять на память афишу спектакля и аудиозапись последнего "Гамлета", сыгранного 17 июля 1980 года.
|